Вероника Денега

Заметки о велопоходе по Лаосу
январь 2007

<< ближе оглавление дальше >>

 

Первое блюдо

5.На берегу этой дикой реки

6.Разминка перед боем

7.Так втарчиваются в торч

8.Здесь вам не равнина

9.Мутные воды Меконга

10.Лао-лао-лао

 

На берегу этой дикой реки

2 января. День четвертый, второй походный

Чианг Конг (Таиланд) — Хуай Сай (Лаос) — по грейдеру вдоль Меконга, вдоль реки Тха;
асфальт, грейдер — 60 км;
набор высоты — 180 м.

Утро удалось. Бамбуковый гест-хауc порадовал еще и сказочным банановым пан-кейком на завтрак. Самый лучший банановый пан-кейк из всех испробованных как в Таиланде, так и в Лаосе.

Противоугонное устройство/фото CYCLOiDа

Настало время пересекать границу. Это оказалось просто и буднично: штамп на тайской стороне, пересечение Меконга на лодке, штамп на лаосской стороне, обменник — и вот вам, пожалуйте, мы уже и в Лаосе.

На тайском паспортном контроле привело в восхищение противоугонное устройство для шариковой ручки, а на лаосском — наличие русскоговорящего пограничника. Он помог заполнить бумажки прибытия-убытия, расспросил, откуда мы и зачем, и пожелал счастливого пути. И мы поехали. Привет тебе, Lao!

Зубы Меконга

Сначала катили по дороге вдоль Меконга. Прикольно: на том берегу — Таиланд, на этом — пыльный лаосский грейдер. Остановились в красивом месте, пофоткали Меконг и его «зубы», посидели на берегу, побродили по песчанным дюнам, перекусили фруктами.

Дальше опять были красные пыльные грунтовки, деревни, где аборигены нам кричали уже не банальное международное «Хелло», а доброе лаосское «Сабайдии».

Вообще, очень приветливый и дружелюбный народ, эти лаосцы: улыбаются, здороваются. И вежливые — руками не хватают, глазеют на безопасном расстоянии. Женщины очень красивы: стройные, смуглые, яркие. А вот мужчины мне не очень понравились — мелкие какие-то, как мальчишки.

Домишки на курьих ножках/фото CYCLOiDa

Лаосские дома — в подавляющем большинстве деревянные, покрытые соломой или пальмовыми листьями, поставленные на сваи и построенные без единого гвоздя. Все части скрепляются волокнами бамбука. Всё вокруг засыпано красной пылью и кажется совсем уж нищенским и диким. Однако рядом с таким вот запыленным бамбуковым домиком на курьих ножках частенько можно увидеть такую же пыльную огромную спутниковую тарелку.

Ближе к вечеру доезжаем до деревни, расположенной при впадении в Меконг реки Тха.

Деревня довольно большая, и магазин есть, и гест-хаус. И даже один туземец, способный объясняться на английском. С ним мы поболтали о том о сем, выяснили перспективы дальнейших дорог, возможность остановиться в гест-хаусе, и что это за громкая музыка доносится из-за соседнего забора. Оказывается, концерт какой-то популярной в тамошних краях группы.

А гест-хаус нам не понравился — стремный сарай с подозрительными рожами, выглядывающими из-за дверей. Решили ехать дальше и заночевать, как нормальные люди, в палатках.

На берегу этой дикой реки

Закупились в магазинчике всякой всячиной и поехали. А сумерки надвигались, и стремительно. Немного отъехав от деревни, приглядели неплохое местечко прямо на берегу реки, на краю кукурузного поля. Понадеялись, что нас не должно быть видно с дороги.

Место оказалось очень красивое. Изгиб неширокой реки, песчанные отмели, густой лес на другом берегу, теряющиеся в молочном тумане горы... Правда, как следует оценить всю эту красоту мы смогли только утром, так как темнота в этих широтах накрывает почти мгновенно.

И вечер стартовал: смыть в шумной речке пыль и усталость, палатки, костер, роса, луна, звезды, ночная фотосессия...

      На всем нашем пути по джунглям не было никаких проблем с дровами. Не было у нас с собой ни пилы, ни топоров, обходились тем, что под ногами валяется.
И почти никаких заморочек с водой. Только два раза пришлось вставать на ночевки не у источников. Ну, просто были уже сумерки, а ехать в темноте по серпантинистому грейдеру... Ну не очень было нужно.
 

На ужин сварили какую-то странную лапшу, рисовую что ли, которая ничуть не увеличилась в размерах, а наоборот, стала прозрачной и практически затерялась в недрах котелка. Но от голодных сновидений спасла кукуруза, добытая на ближайжем поле. Свежеощипанная вареная, а также запеченая прямо в початках.

 

Разминка перед боем

3 января. День пятый, третий походный

По грейдеру вдоль реки Тха — деревня Пак Хат — деревня Паудом — начало горной тропы;
широкий грейдер, узкая тропа — 40 км;
набор высоты — 290 м

Утром по реке началось движение. Лодки с мотором, лодки с шестом, лодки с веслами. Туда-сюда, туда-сюда. Рыбаки, торговцы, крестьяне. Глазеют, машут руками.

А мы потихоньку завтракаем, собираемся, сворачиваем лагерь, взбираемся обратно на дорогу и вперед, едем вдоль реки Тха.

Красотища/фото Ивана

Красная пыль, вверх-вниз (преимущественно вверх, однако). Вокруг — река, горы, джунгли. Огромные банановые кусты, деревья в цвету, деревья с пожухлыми листьями, деревья со странными плодами. Всё такое необычное. Горы в тонкой полупрозрачной дымке, как на картинах китайских и японских художников. Красота.

Погода отличная — прохладный сухой воздух, на солнце достаточно жарко, но не душно. Лучшей зимы и не придумаешь.

Первые грунтовые спуски, пока еще маленькие, специально, для привыкания. Первые горки, тоже щадящие.

По дороге изредка то проносятся мотобайки, то тарантайка пропыхтит, то еще чего-нибудь. Пыль поднимается — мама не горюй. Почти каждый раз пережидаем пару минут, чтоб не глотать ее почем зря.

Неожиданно натыкаемся на водопад. Большой, сверкающий, чистейший (хотелось бы в это верить). Тут же раздеваемся и прыгаем под живительные падающие ручейки, плещемся, заряжаем тела и души бодрящей силой живой воды.

А возле дороги — папайя, ну как не потрясти деревце. Пусть и неспелый плод, но — добыча! После принятия водопадного душа — отличный перекус.

На пароме/фото Андрея

Подъезжаем к деревне Пак Хат. Точнее, к переправе. А еще точнее, к месту постройки моста. Из воды торчат только «быки». На берегу — раздолбанная техника, МАЗ советского производства и вовсе переделан в сарай. Местные неспешно трудятся на объекте. А может быть, делают вид.

В общем, не стали мы ждать, пока мост достроят, переправились через речку на пароме, закупились фруктами, едой и вкусностями на маленьком рынке, едем дальше, до деревни Паудом.

Там, сидя на уже опустевшем рынке, перекусываем печенюшками и свежайшим кокосовым молоком.

На выезде из деревни спрашиваем дорогу на Пакбенг (городок, из которого планируется переброска по Меконгу в Луанг Прабанг). Аборигены показывают на наши велы, качают головами:

— Нет, не проедете, вам надо по реке, на лодке.

— Да ничего, проедем, вы, главное, дорогу покажите.

— Там тропа узкая, пешеходная! Поезжайте на лодке!

— Не, на лодке мы не хотим. Где тропа? Направо? Налево? Прямо?

— Не проедете, велосипеды придется на себе тащить!

— Да поняли, поняли, мы перетащим. В какую сторону идти-то, покажите пальцем уже!

Препираемся долго, на смешаном русско-английско-лаосско-международном. Но все же добились указания «Пакбенг — туда». И мы поехали туда.

Тропа на Пакбенг/фото CYCLOiDа

Через пару часов пыхтения и преодоления торчков, переправ, каменистых спусков (всего прошли километров пять) — останавливаемся на очередном пригорке отдышаться, покурить бамбук и посовещаться. Когда, попив водички, мы обрели способность адекватно реагировать, Циклоид торжественно изрек:

— Вот такой геморрой нам предстоит еще дня три-четыре. Если не хуже. И если не дольше. Осилим или вернемся и перебросимся на лодке?

— Русские не возвращаются! Вперед и только вперед! Нам нравится эта горная тропа! Она дышит неожиданностями и загадками! Она обещает наслаждение движением и силой, осознание глубинной мудрости и полное проникновение в душу этой чудесной страны гор и лесов!

Ну, мы, конечно, не так поэтично выразились, но примерную мысль до руководителя донесли, и он, успокоенный, сверился со звездами (в смысле, потыкал стилом в КПК) и скомандовал продолжать путь.

И мы продолжили. И снова — втаскивание вела в гору, стрёмные съезды вниз, броды, переправы, бамбуковые мостики. То приятная прохлада тенистых джунглей, то ласковое солнце и свежий ветер горных просторов.

      Не скажу, что мы всё время втарчивались как последние психи, было много и отличных, вполне проезжабельных тропинок. Но всё-таки, велосипед на этой тропе — лишний. Ее бы пешком пройти. Эдакий трех- или четырехдневный трек, Паудом — Пакбенг, по горной дорожке через бамбуковые заросли, мимо банановых деревьев, по кромке крутых обрывов, со спусками в долины речек и ручейков, через полудикие деревни без магазинов, электричества, мобильной связи. Ни ресторанов, ни гостиниц, ни супермаркетов. Ни сантиметра асфальта. Ни звука цивилизации.  

Сервировка на банановом листе/фото Ивана

Встали на ночь на песчанном пляже у изгиба горной речки. На другом берегу были красивенные заросли, где квакали лягушки, и куда Илюха ходил на поиски обезьян. Четвероруких не встретил, зато притащил оттуда охапку банановых листьев для сервировки стола и подстилки под палатку.

Ужин на банановом листе — что может быть естественнее!

Сегодня я чувствовала себя как после тайского массажа — побаливала почти каждая мышца. Очень даже приятные ощущения. Гораздо лучше, чем в первый асфальтовый день. Ну что асфальт — крутишь и крутишь, только, извините, попа затекает. А тут — и покрутили, и потаскали, и по шатким мостикам походили, и через заросли продирались, и всё такое.

Прохладная журчащая речка располагала к купаниям. Костер — к душевным посиделкам. Полная луна — к размышлениям. И вся эта красота сопровождалась мощным хоровым лягушачьим кваканьем.

А вот ночка была не теплой. То ли высота сказалась, то ли влажность от реки. Ну и зима всё же. У Андрюхи не было спальника («Я ж на юг приехал!»), так что пришлось ему и сегодня, и почти все остальные полевые ночевки использовать велочехол, чтобы не превратиться в замороженного байкера.

 

Так втарчиваются в торч

4 января. День шестой, четвертый походный

Горы, реки, тропинки, мостики, броды, обрывы;
горные тропы — 20 км;
набор высоты — 770 м.

С утра опять начались преодоления. Бродов, подъемов, себя. Но в этот день ехалось гораздо быстрее, чем накануне. Дорога оказалась немного попроще, без такого количества ужасных торчков, как вчера.

      Быстрее-то, оно, может и быстрее. Но не легче. Иной раз втарчиваешься в какую-нибудь крутейшую горку по камням, да корням, да кочкам и думаешь: «Вот есть же на свете нормальные женщины, которые спокойно сидят дома, шьют-вяжут-программируют-кулинарят, ждут своих любимых мужчин, слушают их рассказы о далеких и прекрасных странах. А я — где?» А потом вскарабкаешься наконец-то, попьешь водички, закусишь сладким мандарином или банановой ириской, посмотришь вокруг и — чуть не задохнешься от восхищения...  

Катили по приятным тропинкам то в сумрачной тени джунглей, то по гребешкам гор. И вот, на одной такой узкой и обрывистой дорожке Андрюха зацепился рюкзаком за бамбук и рухнул в пропасть. Ну, не в пропасть, конечно, но слетел вместе с велом кубарем по траве и колючкам. Отделался легким испугом и несколькими царапинами.

Покупка риса/фото Ивана

Обнаружили, что еды у нас мало, а магазинов по пути нет вообще. Селения есть, а магазинов в них нет. Ну, не нужны они им там. Рис растет в долине, вода течет из родников, куры бегают прямо по деревне. Огороды, опять же, принято иметь, в речках рыба водится.

И тогда решили мы купить у аборигенов рису. Нашли в разговорнике нужное слово, но оказалось, что оно означает вареный рис. Ну правильно, разговорник-то, составляли не для сумасшедших байкеров, а для приличных людей, которые сухой рис не покупают, а кушают в ресторанах. Долго размахивали руками, шевелили пальцами...

Международный язык жестов и мимики творит чудеса. Крестьянка просеила для нас килограмм риса на большой плетенке и пересыпала в пакетик. Десять тысяч кип, чуть больше доллара. Мировые цены.

Живительная влага/фото CYCLOiDа

А еще в этот день возникла проблема с водой. Покупная подошла к концу, сырую из родников пить стрёмно. Да и источники как-то перестали попадаться. Мы ехали в основном по верхам, и, чтобы найти воду, нужно было куда-то далеко спускаться, терять высоту и время... Да и на картах никаких речек поблизости не обнаруживалось. В очередной деревне попытались выяснить, где бы тут разжиться водичкой. А нам просто налили живительной влаги в наши пластиковые бутылки из бамбуковых сосудов.

Сегодня опять ехали без обеда. Ну, то есть, перекусы всякие были, а обеда не было. И часам к четырем ехать дальше расхотелось. Решили встать на ночлег, отдохнуть, утром проснуться пораньше и двигать по холодку и т.д. и т.п. Тем более, нашелся родник, а что там дальше с водой — неизвестно. В общем, расположились практически прямо на тропинке, между двух заросших густыми кустами обрывов.

Родником, правда, недолго попользовались, сломали — бамбуковая труба выскочила из своего гнезда и родник превратился в грязную лужу. И на утренний чай пришлось черпать воду кружкой.

Вечером на этой поляне летали светлячки. Сначала я подумала, что это глюк. От перегрева, например. Ну, или от усталости. Ан нет, такие же глюки оказались и у других участников. Светлячки действительно летали вокруг нас весь вечер.

 

Здесь вам не равнина

5 января. День седьмой, пятый походный

Горы, реки, тропинки, мостики, броды, обрывы;
горные тропы — 35 км;
набор высоты — 750 м; самая большая высота за весь поход — около 1600 м.

Пораньше выехать не удалось. Как всегда, долго собирались и тормозили.

Лезем дальше. Иногда тропинки неоднозначно расходятся, и тогда нужно останавливаться и ждать, пока Илюха поколдует со звездами и картами и выберет правильную дорогу.

Сегодня ушли немного в сторону. Интересно, куда бы мы забрели, если бы не местные мальчишки, которые догнали нас, объяснили, что мы зря тут шастаем, и показали правильную дорогу. Помощь/фото Ивана

Может, она и была правильной, эта дорога, но на редкость жесткая. В смысле, непроезжабельная вообще. И даже велопешка была отвратительно тяжелой. Если бы мне не помогли те мальчишки, а потом еще и местные же дяденьки, я б умерла прям там, посреди Лаосских гор. Пацаны подталкивали велосипед в горку, дяденьки придерживали на спусках и обрывах. Тропа становилась все более крутой и узкой, песок и камни осыпались под ногами, колючие кусты обступали со всех сторон, велосипед так и норовил вырваться из рук и улететь в пропасть... Ужaс!

Только с Божьей помощью и спустились мы в небольшую лощину, где протекал родник. И решили там пообедать. А потом уже взбираться дальше. Без обеда осилить почти отвесный склон казалось совершенно невозможным.

Местные дядьки тоже решили поотдыхать с нами рядышком. Прикольно же посмотреть на белых обезьян с велосипедами. Когда еще в эти края что-то подобное забредёт. Сидели, болтали между собой, хихикали о чем-то, смолили цигарки. От нашего чая и супа отказались, но долго крутили в руках пластиковую чашку, стыренную кем-то из нас еще в самолете. Чашка им понравилась и была с удовольствием подарена.

После обеда туземцы помогли закинуть велосипеды на горку. Вот просто так взяли, взвалили на плечи байки вместе с рюкзаками и влёгкую взобрались наверх. Монстры. Беру назад свои слова о тщедушном облике местных мужчин.

Аборигены/фото CYCLOiDa

Дальше дорога стала получше. Постепенно расширяясь, превратилась в нормальную колею, по которой уже ездят не только велосипеды, но и мотобайки и тарахтелки.

А еще местные толпами тут ходят. Носят туда-сюда какие-то мешки, связки бамбуковых палок, охапки камышей и пальмовых листьев. Что делают с пальмовыми листьями, понятно — крышу покрывают. А вот зачем им пушистые камышовые метёлки, мы так и не смогли догадаться.

Сегодня забрались на самую большую за весь поход высоту — 1600 метров. Въехали на очередной холм, пофоткались, полюбовались на открывающийся вид. Вокруг горы, горы. Зелёные, поросшие лесом, кое-где утыканные деревеньками.

Ближе к вечеру Илюха раскатался так, что начал легко въезжать практически на все горки. Требовал, чтобы все тоже не тормозили, улетал вперед и ворчал, когда мы останавливались передохнуть. Ну, буйня. А вот Андрюха чуть было не сдох. Улегся на травку и сказал, что больше никуда не поедет. По крайней мере, в ближайшие пятнадцать минут. Еще сказал, что он слишком давно не ел мяса. И молока не пил. И вообще, столько времени ехать без дневок, да по горным тропам — это не по науке. Надо своевременно восстанавливать силы животными белками и длинными углеводами.

Пока мы так отдыхали у обочины, мимо проходили аборигены, останавливались, чтобы на нас поглазеть, и в конце-концов их собралась целая толпа. Причем в основном женщины. Они очень заинтересовались Андрюхой в велотрусах и даже предлагали ему в жёны какую-нибудь из местных девочек. Но он устоял перед соблазном и продолжил путь вместе с нами.

Дорога становится всё шире, выезжаем на автомобильную колею.

Местность здесь хоть и поцивильнее, однако ассортимент в магазинах довольно скромный и однообразный. Кроме рыбных консервов ничего путного. И чтобы накормить уставшего Андрюху хоть каким-то мясом, мы решаем купить у местных курицу.

Останавливаемся в очередной деревне, говорим:

— А продайте нам вот это, бегающее, с перьями?

Тетенька хватает какую-то из птичек, протягивает ее нам, назвает цену.

Мы в сомнениях:

— А голову-то этой курице кто будет сворачивать? Тетенька, а может, вы сами нам ее придушите и ощипаете?

Не знаю, то ли они нас не поняли, то ли не принято у них мертвых кур продавать, но она долго пыталась всучить нам живое кудахтающее существо. И мы чё-то застремались и сказали «не, ладно, не надо». И поехали дальше. Андрюха разбодяжил покупной апельсиновый напиток сырой водичкой, подзаправился и — ожил. И поскакал вперед аки молодой олень. И никакая курица сегодня не понадобилась.

 

Комментарий от Андрюхи: Про то, как я потерялся

Как и было описано выше, «Андрюха сдох». А потом Андрюха еще и потерялся. Что было, впрочем, следствием первого. На одном из подъемов я вдруг понял, что лампочка остатков топлива уже даже не моргает — всё, бак пуст, мотор заглох. Позже я узнал красивое название этого явления — «гипогликемическая кома». Минералы вышли с потом, а гликоген в печени израсходован (извините за словаизмногабукаф, я больше не буду).

Подождав минут пятнадцать, пока я передохну, народ втопил и скрылся из виду. Я попытался было ковылять в гору, но каждые десять метров приходилось останавливаться. К цели нас вел горный грунтовый автобан, но местные подростки, проходящие мимо, сказали, что я иду не туда, и на Пакбенг есть менее презентабельная, но значительно более короткая дорога. Я проковылял было пару шагов по ней, но сил хватило лишь на то, чтобы попросить местных помочь нести мой рюкзак, а потом и велосипед показался непосильной ношей, и был радостно подхвачен местной ребятней. Мелькнула мысля: «и меня ещё пажалста понесите». Мысли о том, как мне найти потом своих, не решали актуальную проблему выживания, и посему организм не тратил последние силы на их обдумывание. Но помог случай, я увидел вдалеке Илюху, проезжающего по главной тропе и, собрав все силы, прокричал «стоооой!» (мне повезло, что я не дошел до кондиции Розы (Кейт Уинслетт) с Титаника, у которой не оставалось сил даже на то, чтобы докричаться до спасательной шлюпки). Я нашелся, апельсиновый сок, выпитый часом ранее, начал приводить меня в порядок. С тех пор шоколадное молоко стало моим главным топливом. Умирать еще раз желания не было.

 

Опять плохо с водой, речек поблизости нет, до Меконга еще довольно далеко, в магазинах питьевой воды не продают, да и сами магазины уже закончились.

Скоро стемнеет, пора вставать на ночлег. Покупаем воду у местных в каком-то придорожном сарайчике. На всякий случай, чтобы хоть на ужин было.

Начинается спуск вниз, в долину Меконга. Пыльный и каменистый серпантин крутится вокруг гор с бешеной скоростью, летим. Но недолго, у меня пробивает заднее колесо. Приходится тратить время, чтобы поменять камеру и заодно пофоткать закат.

На ночевку встаем уже в темноте, рядом с дорогой, едва отъехав от какой-то деревни. Сначала еще была идея просто поужинать, отдохнуть, а потом ехать дальше при луне до гест-хауса. Но потом передумали. И правильно. Ночью было тепло и сухо, никто поблизости не шатался, а утро настало в нужное время.

 

Мутные воды Меконга

6 января. День восьмой, шестой походный

Пакбенг — Луанг Прабанг;
30 км на велах; 170 км по реке на моторке;
набор 50 м, сброс — 900 м.

Утром, не завтракая, отправляемся в Пакбенг. До него осталось совсем чуть-чуть.

Из долины поднимаются белые клубы тумана. То ли это Меконг так чудит, то ли еще что. Завораживающее зрелище. Остановившись, вдоволь нафоткавшись и налюбовавшись широкими горными просторами, едем дальше.

И тут начинается бешеный спуск вниз по грунтовке. Пыль столбом, камни из-под колес так и разлетаются, рук не чувствую, уши заложило, тормоза, наверное, горят синим пламенем, красоту окрестностей замечать уже не успеваю — не вылететь бы нафиг с этого серпантина. Пятнадцать минут — девятиста метров высоты как и не было. Мегадаунхилл.

Закончился грейдер, мы выехали на цивильную дорогу. Андрюха возрадовался, поцеловал асфальт, привязал покрепче российский флаг к рюкзаку и, счастливый, помчался вперед, в Пакбенг.

Вскоре доезжаем до пристани, отсюда нам нужно на каком-нибудь водном транспорте доплыть до Луанг Прабанга.

Выясняем, что на быстрой лодке (speed boat) плыть три часа, а на медленной — часов восемь, и на сегодня она уже ушла. Значит, поедем на быстрой.

Позавтракать отправляемся в индийский ресторанчик с видом на Меконг.

Давненько мы не питались в приличных местах! Fried rice with vegetables, настоящий lao tea, ах, волшебный вкус! А уж masala tea (индийский сладкий чай с молоком и специями) и вовсе выше всяких похвал. На пристани/фото CYCLOiDa

После завтрака бродим по пристани, нанимаем (не без торга) моторку, грузимся, а потом долго-долго ждем, пока наш лодочник пообедает. Вот так вот, ага. Загрузил байки, выдал нам жилеты и каски и сказал: «Сейчас я пойду поем, а потом поедем». Азия во всей красе.

Обедал он не торопясь; мы, наверное, с час просидели на пристани, наблюдая за около-лодочной суетой. Одни спид-боты приплывают, другие уплывают. Пассажиры одевают шлемы, утепляются, пытаются поудобнее устроиться. Вот туристы из Китая загрузили свои баулы и уплыли в сторону Луанг Прабанга. Вот прибыли крестьяне с огромными мешками, то ли с базара, то ли из лесу.

Наконец-то наш лодочник пообедал. А может быть и поспал даже, не знаю. Усаживаемся, отказываемся надевать каски и жилеты, отчаливаем. Несёмся вниз по реке, лодка прыгает на бурунах, нас окатывает брызгами от расходящихся волн встречных лодок. Мы проплываем мимо жутких водоворотов и торчащих из воды камней.

Два раза наш шеф останавливается, причаливает к песочным пляжам и возится с мотором, починяет что-то. Бардак. Вместо трех часов плыли все четыре, если не больше.

Но зато берега обалденно красивые. Горы, поросшие густыми лесами, ущелья, редкие деревеньки лепятся по склонам. Рыбаки иногда попадаются. Вблизи деревень у воды пасутся козы и буйволы. А однажды даже слона углядели. Но, похоже, он был не дикий.

В Луанг Прабанг привозят нас куда-то на окраину, приходится еще минут десять крутить по каким-то предместьям среди гуляющих кур.

Переезжаем мост через речку Кхан, впадающую в Меконг, и оказываемся почти в центре древней столицы Лаоса. Деревня деревней, но симпатично. Чуть-чуть пометавшись по улицам, находим недорогой гест-хаус, заселяемся, и идем на прогулку.

Уже вечер, темнеет. Город выглядит по-курортному: всюду гостиницы, рестораны, сувенирные магазинчики. И везде, куда ни плюнь — лица белой национальности. Как же хорошо было в джунглях без этих наглых туристов!

Для ужина выбираем какой-то ресторанчик, заказываем кучу всякой неизвестной еды, и ошибаемся два раза. Во-первых, при заказе нужно всё-таки говорить «no spicy, no hot». Не всякий желудок выдержит реальную тамошнюю наперченность. Во-вторых, нужно смотреть, чего заказываешь. Мы взяли два или три разных супа «на попробовать», а каждый из этих супов оказался на четыре порции. И жутко острые. Плюс еще жареный рис и с тем, и с этим. Плюс рыба и такая и сякая. А еще жареные ростки бамбука (кстати, очень вкусная штука оказалась). Тарелки не умещались на столе, а содержимое не влезало в желудки.

В общем, жадные голодные байкеры объелись. И после ужина решили устроить моцион. Тем более, на главной улице уже образовался ночной сувенирный рынок. Бродили по нему, приглядывались, выбирали, торговались. Хотелось купить очень многое, но тот факт, что еще предстоит крутить и везти всё это на себе, удерживал от неразумных трат.

 

Лао-лао-лао

7 января. День девятый, седьмой походный

Дневка в Луанг Прабанге, музей, храм, прогулки, катания, сувениры, вечерний выезд в Пхонсаван на минивэне.

В седьмой день Господь не работал, — и мы не вкручиваем.

Андрюха с утра умотал искать новые педали с контактами взамен поломавшихся и гулять в одиночестве. А мы втроем нашли транспортное агенство, договорились о машине для переброски в Пхонсаван и поехали неспешно катацца. Чиста так, пасматреть, шо за Луанг Прабанг такой.

      Энциклопедическая справка
Луанг Прабанг (Luang Prabang) в переводе с лаосского — Королевский Будда. 600 лет он был столицей Лаосского государства и королевской резиденцией.
Город, окруженный горами и густыми лесами, расположился на северном берегу Меконга при впадении в нее горной реки Кхан, на высоте 700 м над уровнем моря.
Долгое время Луанг Прабанг был недостижимой мечтой для многих туристов. Открыли его лишь в феврале 1989 года.
По числу монастырей Вьентьян и Луанг Прабанг соперничают между собой: в нынешней и древней столицах средств на их украшение не жалели. В целом храмы Луанг Прабанг древнее вьентьянских. К тому же город украшен холмом Пхуси, который, в свою очередь, увенчан шедевром лаосской буддийской архитектуры — пагодой Тхат Чомси.
 

Утренний рынок/фото CYCLOiDa

Медленно катим, наблюдаем город, его жителей и гостей. Овощной рынок. Узкие улочки. На берегу — огороды. Куры по улицам ходят даже здесь, в древней столице страны.

Позавтракали в кафешке на берегу, где впервые попробовали и очень оценили сладкий рис в кокосовом молоке с кусочками манго. И лао-лао-лао — местное виски, настоянное на сушеных бананах. Очень даже вещь. Попросили налить нам с собой в бутылочку.

Случайно перехватили Андрюху на велосе, поехали дальше все вместе. Взобрались по лестнице на холм Пхуси к буддийской пагоде Тхат Чомси, фоткались там на стометровой высоте с видом на окрестности. Какие-то китайцы попросили нас с ними сфотографироваться. Наверное, они очень уважают белых людей. Или впервые таковых видят.

Возле этой пагоды прямо на скале притулилась зенитка советской конструкции. Все, что можно было с нее снять и отвинтить, местные жители уже сняли и отвинтили. Но зенитка, похоже, еще в хорошем состоянии, и можно, раскрутив ее дуло, кататься на ней, как на карусели. Удивительно, как эту пушку затащили на холм.

Потом мы посетили музей, обычный такой, как все музеи — интерьеры, экспонаты, картинки, статуэтки. Зато во дворе — статуя дядьки с усами, очень похожего на Сталина.

Обедали в гостинице. Андрюха, пока гулял в одиночестве, купил всяческих огурцов-помидоров. Прочел нам лекцию о необходимости своевременного насыщения организма солями и минералами и накормил всех участничков овощным салатом. А также арбузом. А еще — кокосовыми сливками. Организмы насытились и пришли в полный восторг.

Тхат Чомси/фото CYCLOiDa

Илюха с Ванькой даже решили сходить заценить здешний тайский массаж. Массаж им не понравился. Он оказался какой-то не тайский.

После захода солнца снова отправляемся на сувенирный рынок. Закупаем всякую всячину, но без фанатизма, т.к. еще предстоит по джунглям мотаться.

Вечером уезжаем на минивэне в Пхонсаван. И опять мерзнем. И спать неудобно. И сны дурацкие снятся.

Машина несколько раз останавливается в каких-то странных деревнях. Вылезаю наружу — все такое нереальное, темно, кругом горы, домики на курьих ножках, еле слышно звучит музыка, сквозь плетеную стену ближайшей сараюшки мерцает огонь... То ли я сплю, то ли где...

Водила наглый, два раза останавливается и дрыхнет. Причем задает такого храпака, спасайся, кто может. Один раз он так остановился, что потом смог завестить только с толкача.

 

<< ближе оглавление дальше >>

 



Используются технологии uCoz